"Откуда есть пошли мотособаки" - часть1

Фактически точно год создания мотобуксировщика назвать невозможно. Первые образцы были известны в 50-х годах в Канаде, и в 70-х в СССР. Как правило, это самостоятельно построенные не серийные модели[1]. 1962-63гг в Канаде выпускается мотобуксировщик Hus Ski Snow Traveller built с двигателем 10л.с. West Bend Motor. 1963-64гг - модель Hus Ski M 200 built с двигателем 8 л.с. и 10,4 л.с. JLO Motor. 1965-66гг - модель Bolens Hus Ski 444 built с двигателем 10.4 л.с. JLO Motor. 1967г - модель Bolens Diablo Rouge Model 500 с двигателем 16 л.с Hirth Motor. 1968-69гг модель Bolens Diablo Rouge Model 502 с двигателем 16 л.с Hirth Motor.

Идея была взята из двух источников. Одна, это "собачья упряжка", которую до сих пор активно используют в своем быту народы Севера. Она неприхотлива, удобна для перемещения по рыхлому и глубокому снегу, но все-таки имеет ограничение - она требует живую силу в качестве движителя. Другая идея, которая органично слилась в мотобуксировщиках, это снегоходы, которые всё более и более популярны в зимнее время и в районах, где зима длится более 8-9 месяцев в году. Они хороши, но и у них есть свои недостатки: сложная конструкция, которая часто исключает ремонтопригодность в условиях удаления от цивилизации, высокая стоимость и немалый вес (не самое удачное распределение давления), что крайне важно при передвижении по тонкому льду или при перевозке данного транспортного средства.

Русский инженер Анатолий Фомичев

Фото Фомичева А.В.
В 1975 году Анатолий Васильевич Фомичев, будучи заядлым рыбаком и охотником, полжизни проработав на буровых вышках и хорошо зная жизнь в районах Крайнего Севера, решил создать собачью упряжку, где вместо собак будет использован двигатель внутреннего сгорания. Поначалу это было очень простым устройством - небольшой двигатель от бензопилы "Урал", около 5 л.с., был установлен на раму от саней, между их полозьями была установлена самодельная резиновая гусеница. С весом устройства не более 50 кг она была способна тянуть за собой до 100 кг груза. В первой модификации было предусмотрено, что мотобуксировщиком управляет человек на лыжах. В 1979 году Северная лаборатория ВНИИОЗ (Всероссийского Научно-исследовательского института охотоведения и звероводства) провела испытания мотобуксировщика и одобрила для применения егерями. После этого, изобретатель подал заявку на патент и смог зарегистрировать своё изобретение только в 1997 году. В течение долгих 18 лет мотобуксировщик Фомичева принимал участие в телевизионных передачах, о нём было написано в научно-популярных журналах "Моделист-конструктор" и "Техника молодежи".

Нет комментариев Добавить комментарий